Лидеры на рынке консалтинга: что запрашивают
Компании, которые сделали консалтинг основным направлением бизнеса проводят для соискателей многоступенчатые тестирования и интервью, позволяющие оценить претендента на должность консультанта по принципу 360о. И даже большой управленческий опыт не гарантирует успешного результата. Есть так называемая BIG-3 (компании McKinsey, Bain,BCG), BIG-4 (PWC, KPMG, SPG, EY). Первый вариант –предел мечтаний, однако и опыт в «Четверке» считается отличным результатом, который позволит в дальнейшем получить заветное место в одной из компаний «Тройки».
С чем сталкивается претендент, желающий получить позицию стратегического консультанта:
online-case (кейс-тест);
онлайн-тест на математику, логику, английский язык;
gmat-тест (математический);
эссе и презентация;
домашняя кейс-презентацию;
интервью с HR;
встреча с партнерами.
Представленные варианты испытаний – не полный перечень, они могут варьироваться и дополняться.
Критерии отбора претендента
Опытные кандидаты, неоднократно делавшие попытки, прежде чем получили заветный оффер, выводят перечень обязательных заготовок, без которых вероятность успеха значительно снижается.
Структурированная подача информации: не имеет значение – о себе или при решении кейсов, отходит от темы нельзя даже минимально. Говорить строго по делу, отвечать только на поставленный вопрос. Всегда отвечайте топ-даун– общее понятие, потом его пояснение. Никаких импровизаций и лирики.
Важность визуализации – использовать любые наглядные средства донесения информации – схемы, таблицы, рисунки.
Опыт и навык решения кейсов из разных отраслей – это важно, ведь часто одна компания может иметь несколько направлений, а консультанту предстоит разбираться в их взаимодействиях. Идеально, когда у претендента уже есть опыт в консалтинге, хотя бы небольшой, можно претендовать на младшие грейды.
Умение коммуницировать – первое впечатление придется произвести на HR-консультанта, от него будет зависеть, будет ли допуск на следующие уровни.
Первоочередной навык – анализ и результативное использование информации и ресурсов, креативность вторична.
Ориентированность на реальные потребности клиента. Иногда, в погоне за результатом можно упустить принципиально важные аспекты, если не найти контакта с владельцем бизнеса.
Стратегический консультант не принимает решений за владельца бизнеса, но помогает увидеть ситуацию в целом, разобраться во внутренних и внешних влияющих факторах, выстроить рабочие бизнес-процессы и принять решения, которые приведут к желанному результату.
Путь в несколько лет – норма
Рекомендация для тех, кто понял, что стратегический консалтинг – сфера, с которой они искренне решили связать будущее: нельзя сдаваться, если в одной компании вам отказали. В данном направлении норма отправлять заявку на должность повторно– спустя год или два. За это время вы устраняете ошибки, получаете опыт и становитесь более востребованными на рынке. Не стоит отказываться от возможности поработать в компаниях большой четверки, даже если ваша цель – BIG-3.
Общение с менторами и посещение кейс-клубов обязательно
Специалист получает опыт не только нарабатывая количество решенных кейсов, обязательно участие менторов. Только общаясь с экспертами можно увидеть свои слабые стороны и получить знания, которые в вашей ситуации могли бы оказаться недоступными. Важно взаимодействовать с разными людьми, чтобы получать разностороннюю обратную связь и повышать уровень компетенций.
Решение бизнес-задач с точки зрения максимальной выгоды и корпоративных ценностей конкретной компании, регулировка внешних и внутренних процессов, выстраивание внутренней коммуникации между руководством и сотрудниками. Все эти аспекты требуют оценки и понимания внутренней корпоративной механики. Также важно выстроить выгодное взаимодействие с контрагентами и сделать механизмы взаимодействия с внешней средой максимально простыми и эффективными.
Развивайте мышление, память, креативность, всегда старайтесь смотреть на задачу шире, чем на первый взгляд требуют условия. Бизнес развивается каждый день и необходимо прогнозировать его рост в динамике. Только консультант, способный мыслить масштабно, становится реально востребованным на рынке, получает доверие и оффер на работу с лидерами сектора.